12.08.2018
Скорости – важной характеристике темпа почерка – в графологии уделяется особое внимание. Именно в процессе написания выражается тот первичный импульс, при помощи которого происходит самовыражение пишущего.
Если такой импульс не имеет свойства спонтанности, можно говорить о том, что пишущий находится в тяжелом психологическом состоянии вплоть до депрессии и других душевных расстройств, или же такая аспонтанность обусловлена внутренней зажатостью человека, закомплексованностью или повышенным самоконтролем. Подобные «блоки» скорости почерка могут как осознаваться тестируемым, так и оставаться неосознанными.
Если вспомнить психоаналитическую концепцию, врожденный импульс вытекает из потребностей подсознательного «Оно» по Фрейду. Сдерживающий же компонент является сознательно приобретенным и вытекает из потребностей Супер Эго.
Важно отметить, что скорость письма вовсе не оценивается временем написания текста или скоростью двигательных актов руки. Скорость почерка – сугубо субъективный признак, который графологи определяют без секундомера – по характерным графическим свойствам. Под быстрым почерком имеется в виду наличие в нем динамики и известной свободы. Поэтому буквальное понимание скорости почерка как времени, за которое написан текст, недопустимо. Так, быстрый почерк с оригинальными формами букв или с их украшательствами при подсчете времени может быть расценен как медленный, однако такая трактовка – ложна. Она ведет по неправильному пути.
При анализе образца с использованием таблиц признаков темп написания играет большую роль, так как один и тот же элемент почерка может иметь разные трактовки при медленном и быстром темпе. Как правило, при быстром продуктивном темпе трактовка признаков «улучшается», а при медленном – «ухудшается». Крайности же от импульсивности до тотального замирания почерка всегда усугубляют другие графические признаки письма.
Почерк расценивается специалистами как медленный, если в нем просматриваются признаки сдержанности, отсутствия свободы и естественности, скованности.
Помня о том, что скорость почерка отображает информацию о ядре личности, ее ключевых психофизических параметрах и мотивации, медленное написание способно указать на недостаток витальной энергии, сниженную мотивацию, аспонтанность.
Если быстрый почерк по закону инерции льется динамично, сплошным потоком, то в медленном просматриваются тормозящие, сдерживающие элементы – своеобразная «система сдержек и противовесов», только не правовая, а психологическая.
Отражая блокирование естественных импульсов, аспонтанный медленный почерк говорит о самоконтроле личности или, в своем крайнем проявлении, о ее полной пассивности и бессилии. Последнее обстоятельство может указывать на наличие тяжелого психического или физического заболевания – в этом случае нужен анализ характерных сочетаний других графических признаков.
Медленное написание, если оно не указывает на крайности, свидетельствует о том, что:
человек имеет собственное мировоззрение и мнение по многим вопросам;
ему легко концентрироваться на поставленной задаче;
его мышление ориентируется на любознательное исследование окружающего мира и отличается глубиной;
тестируемый всему знает меру;
его характеризует высокий уровень профессиональной и личной ответственности;
он весьма осторожен и склонен к традиции;
в поведении исследуемый проявляет сдержанность;
в сфере избранной деятельности он отличается деловым подходом и логикой;
человек дисциплинирован, умеет сдерживать свои эмоции и контролировать себя;
он способен планировать долгосрочные цели и проявлять терпение для их достижения;
ему легко дается самоограничение, он может долгое время довольствоваться малым;
исследуемый аккуратен в делах, иногда – до педантизма;
он любит точность и ожидает такой же точности от других;
человеку с таким почерком легко даются абстрактные понятия, которыми он хорошо оперирует.
Человек с кипучим темпераментом в силу своих врожденных импульсов попросту не сможет сдерживать себя на письме. Почерк будет спонтанным и таким же безудержным.
Когда сильные врожденные импульсы сочетаются с недостаточно развитым самоконтролем, картина почерка и следующая из нее характеристика личности уже другая – импульсивная и расторможенная, бесконтрольная и властная.
Такой человек может проявлять агрессию, доходящую до самых тяжелых последствий, так как ни о какой способности сдерживаться при таком написании речи не идет – он не только не сможет остановиться в проявлении своего гнева, но даже не сможет проанализировать возможные последствия своих действий.
Помимо уже сказанного о спонтанности и естественности быстрого почерка, из него можно сделать и такие выводы:
человек с таким почерком обладает живостью восприятия, открыт для нового и искренен во взаимоотношениях с другими людьми;
он верен своим чувствам и самому себе;
врожденные импульсы побуждают его к постоянной активности и проявлению инициативы;
тестируемый целеустремлен и деятелен, находится все время в движении и имеет выдающиеся волевые качества;
для него стакан – наполовину полон, так как он – прирожденный оптимист;
человек не только амбициозен, но и способен удовлетворять свои амбиции за счет проявления воли;
он ориентирован на краткосрочный результат, т.е. в профессиональной деятельности для него важно видеть «плоды» своей работы как можно быстрее;
тестируемый способен импровизировать и быстро ориентироваться в меняющейся ситуации, его адаптационные механизмы работают слаженно и непринужденно;
он сообразителен и имеет гибкое мышление;
человек не склонен контролировать или критиковать себя;
сомнения для него чужды – он принимает решения без долгих раздумий;
с большой вероятностью исследуемый – экстраверт, т.е. ориентирован не на внутренний мир, а на внешний.
Слишком импульсивное написание характеризует человека:
хаотичного и непродуктивного в деятельности;
неспособного взвешивать свои решения в должной мере;
идущего на поводу у своих внезапных порывов;
нервозного;
безответственного;
не способного представить последствия своих импульсивных актов.
Почерк, который разгоняется постепенно, присущ человеку:
с хорошими способностями к адаптации;
способного ускоряться в своей деятельности при возникновении необходимости, хорошо справляющегося с авралами;
способного проявлять стойкость в ситуациях с усиливающимся напряжением;
нетерпеливого, напряженного, нервного;
имеющего слабый самоконтроль.
Медленное написание, при котором строки как будто «падают», нажим слаб, а в размере букв отчетливо видны перепады, характеризует пишущего так:
он ощущает психическую или физическую слабость;
для него характерно тотальное безразличие и равнодушие;
возможно, это личность, которую окружающие называют «размазня»;
человек ко всему апатичен;
он сильно устал или предельно изможден;
его настроение, взгляды, мировоззрение – пессимистичны;
он страдает от тяжелого заболевания.
В заключение стоит сказать, что анализ одной скорости написания без учета других характеристик почерка – ошибка. Нужно помнить о правилах взаимоподтверждения всех элементов, многозначности одних и тех признаков, а также зависимости объема значений от выраженности признака.