08.08.2018
Архетипические образы постоянно сопровождали человека. Подробная теория архетипов была разработана швейцарцем Карлом Юнгом и основывалась она на изучении снов. Именно в сновидениях пациентов Юнг выделил образы и идеи, которые никак не увязываются с человеком в рамках одной прожитой жизни. Это бессознательное имело прямую связь с мифами и религиозными темами, которые находились в совсем другой культуре, нежели живет определенный человек. Мифы являются психическим выражением глубины души индивидуума, и именно при помощи мифологии проводилась изначальная обработка архетипических образов.
Древние люди очень ценили сновидения, они считали их божьей милостью, так как в них могли увидеть то, чего нет в реальной жизни. Именно в сновидениях проходит тесный контакт с коллективным бессознательным. Проводя исследования и изучая сновидения пациентов, Юнг столкнулся с такими символами, которые даже у него вызывали некое удивление. Пациенты же эти символы не понимали вообще.
Нынешние архетипы существенно отличаются от изучаемых Юнгом. Они обрели оправу, на возникновение которой существенно влияет сознательное человека. Теперь архетип представляет собой бессознательное, которое посредством влияния сознательного становится осознанным и понятным к восприятию.
Архетип – это своеобразный образ бессознательного, но он имеет общечеловеческое значение. Его проявление возможно как в самой глубине основания личности конкретного человека, так и в древних мифах, культурных проявлениях и искусстве. Его отличительная черта в том, что имеется огромная вариативность проявлений, а потому нет возможности выделить его как определенный текст. Общее же в этих проявлениях дает возможность узнать определенный архетип.
Отличительными свойствами архетипов являются:
нет возможности описать их и логически структурировать. Описание чего-либо заключается в переведении мыслей в слова, а архетип не поддается сознанию. То есть его невозможно продумать и описать, формулировка может быть лишь условной. Любой архетип подразумевает изменчивость образов, которые имеют с ним связь, но есть нечто совсем неуловимое, дающее возможность почувствовать его начало. Как бы подробно не описывался архетип, найдется что-то, что не попало в его характеристику, и именно оно будет очень важным;
нет определенной границы между различными образами. Они плавно сменяются, переливаясь из одного в другой. Это своеобразный многомерный объект, но исследователь видит его лишь в определенной проекции. Именно потому существует множество описаний конкретных образов и ликов, которые невозможно сложить в одну картину или просто перечислить их. Границы практически незаметны, а потому, описывая один архетип, можно несознательно попасть на совершенно другой;
различное проявление в мире. В силу своей многомерности архетип может проявляться во всем. Он может выступать и принципом, и фигурой, и определенным символом. Он может демонстрировать множество образов, имеющих существенные внешние отличия.
Классификация архетипических моделей предполагает столкновение с определенными трудностями. Одной из них является огромное разнообразие информации, которую невозможно сочетать воедино. Так что все классификации не могут иметь исчерпывающий характер.
Повелитель. Наибольшей ценностью такого архетипа является власть, а потому такой человек стремится управлять окружающими, властвовать над ними. Он тщательно следит за собственным имиджем и напористо движется к поставленной цели. Всегда старается занять значимое положение в обществе и укрепиться в нем, показывая свою власть над окружающими.
Воин. Необходимость побед в определенных жизненных ситуациях является его наибольшей ценностью. Он легко решает сложные дела, которые требуют определенных профессиональных навыков. Работать предпочитает там, где более сложно, именно это место является для него своеобразным полем битвы. Испытания судьбы он принимает с готовностью, а иногда и ей может бросить вызов, а ловкость и предприимчивость помогают справиться с жизненными трудностями.
Ребенок. Главными ценностями такого человека будут беззаботность и веселье. Он полагает, что жизнь прекрасна и является своеобразной забавной игрой, наполненной праздниками и развлекательными событиями. Он часто фантазирует, создавая в своей фантазии что-то новое и невозможное, постоянно готов к увлекательным экспериментам. Он, как и маленький ребенок, не умеет защитить себя, а потому требует определенной опеки.
Эстет. Ценности в жизни – страстность и чувствительность. Такой человек может выражать достаточно бурные эмоции. Он тщательно следит за модными тенденциями, очень общителен и старается постоянно находиться в центре внимания. Для него главной является его сексуальная привлекательность, а потому он тщательно следит за своим внешним состоянием.
Хранитель. Главными ценностями являются комфорт и покой. Именно комфорт влияет на выбор одежды, еды и отдыха такого человека. Он не сильно следит за стилем, а потому одевается в то, в чем ему удобно. Очень ценит хранитель уют и стабильность в жизни, старается избегать стрессовых ситуаций и бережет свое здоровье.
Мудрец. Главными ценностями являются ум и объективность знаний. Именно объективность и логичность слышится в его рассуждениях. Своеобразный «технарь» не склонен к проявлению эмоций и прекрасно разбирается во многих законах. Он всегда даст хороший совет, логичный и планомерный.
Искатель. Жизненными ценностями такого человека являются свобода и поиск индивидуальности. Он стремится совершить открытия и реализовать новые идеи. Он тщательно борется за свою индивидуальность и не хочет быть таким, как окружающие. Его привлекают загадочные события и таинство природы. Философствуя, он пытается познать тайный смысл жизни и определить свое призвание. Очень нравится путешествовать и познавать все новое, а если это не получается, то путешествует в фантазиях.
Друг. Ценностями являются верность и соблюдение морали. Доброта человека и его взаимоуважение к обществу, а также правдивость в словах и тщательное сохранение семейных ценностей. Взаимоотношениям с людьми он уделяет огромное внимание, ценит искренность и взаимопомощь в коллективе, заботится о друзьях и близких.
Персона. Это истинное лицо человека, то, как он проявляет себя в общении с окружающими. Персона представляет огромное количество ролей, которые может сыграть человек в определенной ситуации. Такой архетип необходим при общении с окружающими для того, чтобы находить взаимопонимание повседневной жизни.
Тень. Полная противоположность предыдущему архетипу. Это темная сторона, которую человек прячет от окружающих за своеобразной актерской маской. В тени содержатся импульсы аморального поведения, но при этом она является источником жизненных сил. Главным является направление этой необузданной энергии в нужное русло, тогда можно наслаждаться, живя творческой жизнью.
Анима и анимус. Проще говоря, это женщина в мужчине и наоборот. В бессознательном человека всегда есть противоположная сторона, подтверждением этому является и выработка гормонов у людей. В организме любого человека присутствуют женские и мужские гормоны, а вот от того какие преобладают, и зависит архетип. Сейчас можно встретить множество мужчин, которые совсем не соответствуют своему мужскому началу, скорее всего они «феминизировались» от женского общества.
Самость. Этот архетип представляет собой остров личности человека, а уже вокруг него организовываются другие элементы. Юнг считал ее главной ценностью в жизни каждого человека, но достижение уравновешенности практически невозможно. Это сложнейший процесс гармонизации всех частей человеческой души, как сознательных, так и бессознательных.
Архетипическая модель, проявляющаяся в человеке, стимулирует его определенную модель поведения в обществе. Сами по себе бессознательные, они могут быть представлены в негативных и позитивных проявлениях сознательного. Их изучение помогает понять поведение человека в конкретных ситуациях, а также действие неосознанного на психологию человека.