12.08.2018
Известно, что существует три кита почерковедения. Графологи анализируют почерк в 3-х основных аспектах, к которым относятся:
движение;
организация;
форма.
Эти главные параметры почерка, в силу их определяющего влияния на заключительную характеристику испытуемого, лучше называть пластами, способными дать исчерпывающую информацию о человеке. Каждый такой пласт определяет и описывает ту или иную личностную грань.
Важно заметить, что эксперт не должен сосредотачиваться на таблицах значений – гораздо важнее уметь использовать и сопоставлять их правильно.
Этот термин характеризуется двумя параметрами почерка:
темпом;
динамикой.
Что касается темпа, то это свойство почерка определяется наследственностью и не изменяется в течение всей жизни, но на него могут оказать некоторое влияние и средовые условия, например, воспитание или различного рода расстройства. Таким образом, движение при письме позволяет обнаружить врожденные черты и дать информацию о том, каким темпераментом обладает испытуемый, каков его физический потенциал, сила полового влечения, способность сопротивляться влияниям среды и уровень мотивации.
Темп – более обширное понятие, чем скорость письма, которая может быть либо быстрой, либо медленной. Помимо скорости темп включает характеристики и вид почерка.
Важно отметить, что и быстрое, и медленное письмо может быть как продуктивным, так и непродуктивным. В первом случае личность имеет положительную, созидательную направленность, а во втором – отрицательную, вплоть до разрушительности в ряде случаев. И тот, и другой темп будет продуктивным, если в почерке есть признаки тяготения к золотой середине, когда движущееся, действенное начало уравновешивается сдерживающим, тормозящим.
Так, например, если врожденная импульсивность уравновешивается навыками самоконтроля, мы видим норму – беглое, спонтанное, но не расторможенное написание. Если же генетически в нервной системе преобладают процессы торможения, то нормальным будет организованный и сдержанный медленный почерк. Словом, любое написание, далекое от полярных крайностей, будет продуктивным.
Непродуктивным же будет считаться почерк, в котором импульсивность, взбудораженность, бурность и плохая управляемость не сумели найти компенсации в самоконтроле. Такой почерк – явно дезадаптивный, как и его «застывший» вариант, для которого характерны механичность и отсутствие жизненной энергии.
Особняком стоит почерк, движения в котором нет в принципе. В нем не видны ни импульсивность, ни сдерживающий контроль. Его характеризует апатия, расслабленность, инфантильность, полное отсутствие мотивации. В личности с таким написанием отсутствует какой-либо стержень.
Итак, в графологии выделяется 5 типов движения, среди которых 2 отличаются продуктивностью, а остальные – нет.
Такое написание относится к классу «быстрый продуктивный». Темп почерка отличается живостью, энергией, свободой. Такой почерк говорит о следующем:
тестируемый – энергичная личность с хорошим витальным потенциалом и высокими умственными способностями;
его не страшат трудности – он готов преодолеть их, приступая к новому начинанию;
уровень мотивации испытуемого очень высок, он нуждается в успехе и реализации своего потенциала, стремится утвердиться в обществе;
он инициативен и действенен – именно об этом типе людей говорят «man of action» (человек действия);
его мышление достаточно гибко для решения повседневных вопросов – он открыт для новых знаний, знакомств, взглядов;
свободное «течение» почерка вкупе с заметной органичностью и гармонией указывает на высокий уровень ответственности, развитое чувство долга;
человек обладает творческим потенциалом;
он способен на долгосрочное планирование своих действий;
за счет практического чутья он умеет в мгновение ока находить нужное решение.
Такой почерк ритмичен, поступателен и умерен. Он относится к «медленному продуктивному» классу. Сдержанное, равномерное написание говорит о следующем:
человек всему знает меру;
в выражении своих чувств он не пылок, а сдержан, его эмоции не фееричны;
люди с таким почерком становятся серьезными дельцами, дела которых всегда идут хорошо за счет всегдашней осторожности и осмотрительности;
испытуемый с таким написанием ответственен как на работе, так и в личных делах;
он обладает аналитическим складом ума;
решения он принимает только после тщательного и всестороннего обдумывания;
препоны на своем пути такая личность устраняет за счет усидчивости и хорошей самодисциплины;
деятельность на долгосрочную перспективу лучше всего дается людям такого склада.
Такой почерк выглядит плохо управляемым и относится к классу «быстрый непродуктивный». Он характеризует человека, как:
имеющего внутриличностные проблемы, которые не находят разрешения;
импульсивного, расторможенного;
ведомого чувствами, а не рассудком;
очень непостоянного в настроении;
ориентированного на получение результата «здесь и сейчас», плохо умеющего ждать;
крайне эмоционального. Это свойство рассматривается вместе с формой букв. Округлая форма говорит о бурных, но теплых эмоциональных наклонностях; раздутая – о самолюбовании; заостренная – об агрессивно-гневливом эмоциональном профиле;
воспринимающего все с живым любопытством (если межбуквенные связки стремительны, а форма букв - оригинальна);
субъективного и склонного преувеличивать.
Стоит подчеркнуть, что такой почерк не дает информации об интеллекте.
Статичный, как будто замерший почерк относится к классу «медленный непродуктивный». Он может рассказать следующее:
человек имеет низкую самооценку (при условии, что буквы или слишком мелки, или слишком велики);
он закомплексован и страдает от внутриличностных конфликтов;
его взаимоотношения с другими людьми проблематичны;
это человек-консерватор, который привержен рутине, привычному образу действий и укладу жизни;
закрытый и подозрительный, он очень избирателен в контактах;
неуверенность в себе заставляет его отказаться от принятия решений или долго сомневаться в выборе подходящего варианта;
личность с таким почерком часто ограничена и скучна во взаимодействиях;
адаптационные механизмы человека едва развиты за счет плохой способности выражать свои подавленные эмоции и отсутствия гибкости;
он любит «ходить проторенными дорожками» и является рабом своих привычек;
переключаемость с одной задачи на другую у него затруднена;
испытуемый боится всего нового и неизведанного;
для него характерен патологический самоконтроль;
возможно, он страдает депрессивным, невротическим или тревожным расстройством.
Такой почерк как будто «расслаблен», в нем читается апатия, безволие и слабость. Важно отметить, что к нажиму такая характеристика движения отношения не имеет. Относясь к тому же «медленному непродуктивному» классу, почерк выдает либо врожденную витальную слабость, либо нажитую из-за тяжелого заболевания. Этот тип движения поведает:
о нехватке витальной энергии, жизненного тонуса;
о недостаточной живости мышления;
об отсутствии спонтанности и инициативы;
о том, что действия человека столь же небрежны, как и его почерк;
о лени и слабой дисциплине;
о возможном морально-этическом снижении;
депрессивном или другом психическом расстройстве.
Каждый тип движения должен рассматриваться в контексте 2-х других пластов.