Жизненные программы: «Богатство» и «Бедность»

Жизненные программы: «Богатство» и «Бедность»

12.08.2018

Интересно, но именно концепция богатства, разработанная сразу на трех уровнях – семейном, социальном и государственном, с ранних лет определяет мировоззрение и психологию американцев, которые способны достичь небывалых финансовых высот при весьма скромном заделе. Даже крайне малобюджетные стартапы, начинание бизнеса с самого нуля в умелых руках приобретают блестящую перспективу, за реализацией которой стоит умение «биться до последней капли крови» даже при самых скверных и безнадежных раскладах. Эта национальная черта американской деловой хватки – хороший образец для подражания.

 

Американская модель отношения к деньгам

Дж. Милль полагал, что для успеха любого предприятия необходимо сочетание таких противоположных качеств, как известный энтузиазм, без которого немыслима ни одна инициатива, и скрупулезность. Удивительно, но эти, казалось бы, эффектные слова находят свое подтверждение в реальной деловой жизни.

Сам Франклин в своем наставлении юношеству задал канон, который был справедлив и актуален как для раннего капитализма его времени, так и остается таковым для нынешних времен. Этот канон основывается на следующих утверждениях:

  • каждый юный американец должен неразрывно связывать время и деньги. Упущенное время равноценно упущенным деньгам. Каждая минута свободного времени по возможности должна использоваться для зарабатывания денег. Бездельничающий юноша – прожигатель жизни;

  • затянувшийся сверх срока кредит – это тоже упущенные деньги. Если юноша ссудит своего друга, который удержит у себя ссуду сверх оговоренного срока, заимодатель тем самым дарит ему проценты, которые он мог бы запросить по вполне законному требованию. Если речь идет о крупном кредите, «даримые» по простоте души проценты могут составить значительную сумму. Нельзя допускать подобное расточительство;

  • деньги порождают деньги. Деньги обязательно родят потомков – новые деньги, которые также будут «плодоносить». Стоит юноше пустить пять своих шиллингов в оборот, как они превратятся в семь, а эти семь – в десять и так далее;

  • никогда нельзя убивать супоросную свиноматку – тот, кто это делает, лишается ее многочисленного потомства. Изводя одну монету, юноша убивает все ее будущее «потомство» – многочисленные колонны монет, которые имели все шансы на «жизнь».

В этих несложных положениях заключена этическая и культурная модель отношения американцев к денежным средствам. Она прививается от молодых ногтей и несложно предположить, что именно такому мировоззрению Америка обязана своим благосостоянием.

Франклин не обходит стороной и займы, наставляя своих слушателей следующим образом: если платить по займу всегда точно и в срок, вам будет всегда открыт чужой кошелек. Никогда не нужно просрочивать заем, чтобы иметь возможность снова и снова «пить из того же колодца». Аккуратным плательщикам всегда охотно одалживают средства, которые в данный момент заимодателю не нужны. Занятую сумму всегда можно пустить в оборот, но двери друга будут навсегда закрыты для тех, кто вызывает его гнев своей безалаберностью, не возвращая заем в срок.

Франклин не упускает из виду и такие маленькие хитрости, как демонстрация заемщиком заимодателю своей платежеспособности и надежности. Если тот, кто ссуживает, видит усердную каждодневную работу того, кому он предоставил заем, он будет спокоен в течение всего срока кредитования. Но стоит заемщику на глазах у кредитора зайти в пивную в рабочее время или проиграться в рулетку, как доверие последнего подрывается: наверняка он попросит вернуть занятые средства досрочно – в момент, когда их не окажется у нерадивого заемщика.

Если иметь в виду все вышеизложенное, легко заметить, что культура отношения американцев к деньгам тесно спаяна с их отношением к труду. Эта модель лежит в основе воспитания детей, которым ценности подобного рода прививаются уже с раннего возраста. Несоответствие американскому менталитету, отход от классической американской модели делают юношу и молодого человека неприспособленным к капиталистической экономике своего отечества.

Жизненные программы «Богатство» и «Бедность» 2.jpg

Русская модель отношения к деньгам

Если же обратиться к русскому менталитету, в котором отношение к деньгам определяется в первую очередь семейной и социальной культурой, можно наткнуться на странные логические деформации и то и дело возникающие пустоты.

В России нет понимания четкой и основательной взаимосвязи между трудом и благосостоянием, свободой и гражданской ответственностью, вместо которых возникают не вполне понятные, нелогичные связки свободы и разнузданной вседозволенности, финансового благополучия и развлечений.

Подобная деформация жизненной программы с детства накладывает закономерный отпечаток на менталитет и мировоззрение уже зрелого человека, отношение к деньгам которого будет очень трудно назвать конструктивным и целесообразным. Освободиться от подобной общенациональной программы, основательно внедренной в подсознание, очень сложно.

Внешние установки и их влияние на отношение человека к своим финансам

Внешние программы, навязываемые с детства, на глубинном уровне внедряются в наше мышление и сознание. Откуда, например, у взрослого человека возникает тотальная неудовлетворенность своим положением в обществе и благосостоянием, которое часто называется кризисом среднего возраста?

Ответ прост. В глубоком детстве, когда механизмы самозащиты и критики еще не были сформированы, когда воля и индивидуальность находились в зачаточном состоянии, самооценка ребенка определялась не только внутренними факторами вроде темперамента и генетических особенностей, но и средовыми воздействиями – «обратной связью» от родителей, учителей, сверстников и т.д.

Самосознание человека как личности начинает «голосить» в полную силу уже к подростковому возрасту – самому критичному и переломному. Человек может не удовлетвориться тем, что представляет его подростковая личность – быть может, трусливая, недостаточно сильная, неуверенная, неловкая. Но именно этому подростку через несколько лет предстоит сделать важный жизненный выбор, который, очень вероятно, определит всю его судьбу.

То, насколько этот неудовлетворенный собой подросток сумеет справиться с программированием себя самого на успех или неудачу, будет определять его окончательное личностное формирование, жизненные приоритеты, способность справляться с трудностями и стрессом, а также его отношение к деньгам. Так образуются «модель бедности» или «модель богатства», которые синонимичны неуспеху и успеху в материальном благосостоянии.

 

Перезагрузка мировоззрения

Если у вас оформилась модель, которая не удовлетворяет вас и загоняет в угол прозябания и бедности, можно попытаться проанализировать - как вы дошли до жизни такой? Это непросто и требует массы личностных усилий. Нужно иметь известную трезвость ума и даже быть беспощадным к себе, чтобы через собственные болевые точки получить возможность изменить себя и свою жизнь.

Для того, чтобы видоизменить заложенную изначально программу, «перепрограммировать» свое сознание, стать успешным, богатым, счастливым человеком, необходимо проникнуть глубоко в самого себя – честно очертить наличный потенциал, свои способности и таланты. Лишь после такого откровенного «разговора» можно сознательно нацелить себя на достижение успеха, жить по новой, конструктивной программе достатка и материального благополучия.

Обязательно необходимо найти в себе надежную опору, которая могла бы компенсировать не слишком радужное отношение к вам окружающих, неблагоприятные условия жизни и т.д. Опершись на свои сильные стороны как на своеобразный рычаг, можно сделать качественный прыжок в новое будущее, построить свою личностную конструкцию на новый, многообещающий лад.